Традиционная первоянварская поездка
Не забуди чад твоих, Сергие Преподобне отче наш - 1 января 2013 г.
- 01.01.10
Посмотрим за окно в ночь с 31 декабря на 1 января: сколько огней, сколько хлопушек взрываются в черном небе, сколько людей радуется наступлению нового года как самому главному празднику, а дома готовы богатые столы со всевозможными яствами, дома музыка, песни и "лучший друг" - телевизор...
Но, дорогой читатель, мы с вами не забываем, что живем не только по новому календарю. Мы - православные. Мы русские люди, для которых Православие - это спасительный путь в безумном и страшном мiре. Наша вера дала нам другой календарь, который ведется от Рождества Спасителя нашего - Господа Иисуса Христа! И для нас один из главнейших праздников - это Рождество Христово, которое мы празднуем, как все поколения наших православных предков, - 25 декабря, то есть 7 января по новому стилю, введенному в нашей стране безбожной властью в 1918 году, одновременно с началом лютых гонений на православную веру.
1 января, 6.30 утра... Мы давно не спим. Мы едем в Троице-Сергиеву Лавру, к преподобному Сергию, Радонежскому чудотворцу, величайшему светилу православной веры на Святой Руси!
Наша поездка традиционная. Вот уже несколько лет мы всем приходом ежегодно 1 января ездим в паломнические поездки. В прошлом году мы ездили в Елоховский собор поклониться почившему Святейшему Патриарху Всея Руси Алексию II и посетили Бутовский полигон, где в страшные 30-е годы было расстреляно около 30 тысяч человек, и расположенный рядом с ним храм, недавно построенный в честь Новомучеников и исповедников Российских.
В этом году мы едем в Сергиев Посад.
Еще накануне, на вечернее богослужение, в наш храм Державной иконы Божией Матери пришли многие прихожане. Служба была в правом приделе Всех святых, в земле Российской просиявших, и на нас с большой иконы, что тут же, на правой стене этого придела, ближе к солее, ласково, с надеждой смотрел преподобный Сергий. Фигура батюшки Сергия окружена множеством изображений его необыкновенного жития, жития великого. В этот вечер лик преподобного, как показалось, как бы говорил: "Приезжайте же ко мне в Лавру! Как долго я жду вас, дорогие мои братия и сестры! Все, все страждущие приезжайте ко мне в гости!" - "Помоги, святый отче! Не оставь нас, грешных, помоги! Пошли нам радость поклониться тебе в твоей Лавре, припасть к твоим мощам, просить твоего заступничества!" - говорили мы, прикладываясь к иконе в этот вечер.
И вот рано утром около храма нас собралось почти девяносто человек. Радость на лицах и в душе. Вокруг храма - тишина. Господь, как говорит наш батюшка Николай, "великий художник"! Снег кругом укрыл землю и сосны, морозец небольшой сковал воздух - красота!
Пока мы ждали автобусы, батюшка пригласил всех паломников зайти в храм и еще раз перед поездкой помолиться, приложиться к частичке мощей преподобного Илии Муромца, память которого Православная Церковь отмечает в этот день.
Наконец, автобусы приехали и мы отправились в это чудесное предрождественское путешествие…
Дорога до Сергиева Посада не близкая. Путь до Москвы, кольцевая трасса и Ярославское шоссе в Сергиев Посад в этот ранний час практически пустынны. Загадочное, холодное безлюдье. Смотришь за окно, сидя в теплом полумраке автобуса и думаешь: "Как же русские люди ждут Рождества Христова? Последние дни Рождественского поста как проводят?" И себе же отвечаешь: "Нет, ну никак душа христианина не может променять мнимую радость от светских утех на великую радость встречи праздника Рождества Христова!" На душе ощущение какой-то тайны, к которой себя готовишь. Даже как бы противопоставляешь свое православное мiроощущение этому "практичному", отрегулированному всякими законами и правилами мiру, начинаешь жить как бы в другом измерении, с другим ходом времени и по совершенно другим законам.
За окном автобуса - совершенно другая жизнь, а ведь когда-то и ты, мiрянин, вполне хорошо себя чувствовал вне Православия, полагаясь целиком на свои силы. "Твоя жизнь зависит от тебя самого", - эти слова впечатываются молодому поколению в школе, в институте, во всей жизни. Вот она, "светская религия": от тебя все зависит, ты сам творец своего счастья. "Вот безумие-то какое! На всё воля и правда Божия! Сами-то ничего не разумеем, ничего истинного не знаем, ничего спасительного для себя и людей не можем сделать без Божией помощи, без помощи Божией Матери и таких заступников, как преподобный Сергий Радонежский", - скажем мы теперь.
Теперь понимаешь, что и правда, с возрастанием веры, с устремлением своей жизни на исполнение заповедей Господних глаза начинают видеть то, что раньше было сокрыто. Так же и со слухом, ранее услаждавшимся лестью, житейскими новостями, современной музыкой…
Вспомнился рассказ замечательного русского писателя Сергея Нилуса "Одна из тайн Божьего домостроительства. Святая Русь" (из книги "Великое в малом", эта книга есть в библиотеке нашего прихода), посвященном иеромонаху Даниилу (Болотову) скита Оптиной Пустыни. В памяти отца Даниила осталась встреча с одним простым извозчиком, который терял веру в то, что Господь есть, раз Его он сам не видит. А отец Даниил ему ответил: "… А ты, брат, не дивись тому: у человека есть и другие глаза, кроме тех, которыми ты вот теперь на меня смотришь. Эти глаза - плотские, а то есть глаза духовные: ими-то только и можно видеть и Бога, и святых Его".
Но все же как много необходимо грешному человеку над собой трудиться, чтобы обрести духовное зрение и слух! "По вере вашей да будет вам" (Мф 9, 29).
Едешь, и грустная мысль не отходит, что вот мы всем приходом едем в Лавру, а все вокруг спят. Телесно и духовно спят.
С другой стороны - это радость, что Господь сподобил и благословил посетить обитель Его великого угодника.
Всего лишь меньше двух часов пути, последние километры по кручам - и мы у стен основанной иноком Сергием в 1340-х годах Троице-Сергиевой Лавры. Утром еще очень мало людей в огромном монастыре. Наши прихожане были, пожалуй, самой многочисленной группой паломников. Поклонившись троекратно при входе в Лавру, мы сперва поспешили в древний Троицкий собор, построенный в 1422 году к столетию со дня рождения Сергия Радонежского, приложиться к мощам преподобного.
"Здравствуй, отче! Вот мы и приехали к тебе".
В храме пока немного народу, но около раки с мощами уже давно идет молебен и читается акафист. Сзади батюшки десятка два человек внимают словам акафиста, несколько женщин с трепетом в голосе завершают каждый кондак троекратным "Аллилуиа!" В храме не так темно, потому что в подсвечнике у раки горит множество свечей. Над ракой, расположенной на солее справа, множество неугасимых лампад. Молитвенное настроение у всех. Замечаем, что вдоль западной стены храма в специальных деревянных креслах-стасидиях стоят-сидят люди: некоторые погружены в молитву, некоторые присели отдохнуть.
Внутри храма - иконостас величайшего иконописца преподобного Андрея Рублева и его учеников, среди которых особо потрудился Даниил Черный. Сорок две иконы на трех ярусах. Среди них - знаменитая "Троица" (это список, подлинник находится в Третьяковской галерее). Стены собора расписаны фресками уже в XVII веке.
От многоцветия лампад, отражающихся в серебре раки преподобного, ото всего, что мы видим, такое ощущение, что ты находишься рядом с чем-то неземным. И вправду - великий отец Сергий здесь пребывает телесно, здесь душа его всегда, и он всегда слышит страждущих, приходящих к нему со всех концов Богом хранимой России. Вот и мы, простояв немного в очереди таких же паломников, падаем с ощущением недостоинства, с молитвой ниц пред его гробом…
Кто-то из нас исповедовался накануне в нашем храме и сразу пошел к 9-30-ти на позднюю литургию в Успенский собор, кто-то прежде пошел в надвратный храм св. Иоанна Предтечи на исповедь…
Главный в Лавре - Успенский пятиглавый собор, начатый постройкой еще при Царе Иоанне Грозном и законченный при его сыне Феодоре. Величественный собор с небесно-голубыми куполами внутри не менее впечатляет многоярусным иконостасом работы одного из великих живописцев Древней Руси - Симона Ушакова, огромными иконами вокруг колонн, поразительными медными литыми паникадилами огромного размера и необычайной сложности, и покрывающими все стены реставрируемыми фресками 1684 года работы артели Димитрия Григорьева, состоявшей из 35 "изографов".
В Успенском соборе в эти утренние часы литургии много народу. Необыкновенная атмосфера притягивает, хочется быть ближе к солее, слушать великолепное пение церковного хора из восьми молодых певцов, внимать словам молитвословий священника в алтаре. Царские врата настолько большие, что процесс их открытия не оставляет никаких сомнений, что ты находишься именно в главном соборе Лавры. Великолепие богослужения хранит традицию, которую основал великий подвижник земли Русской преподобный Сергий, игумен Радонежский.
Слова "Символа веры" и молитвы "Отче наш" поются по-другому, с особенным трепетом и даже страхом. Да, страшно взирать на вершину иконостаса, под купол храма. Особенно ощущается, что здесь незримо присутствует Господь, здесь "ближе всего" до Него - радуется и трепещет душа всякого христианина, посещающего Лавру, где совершенно забываются все мiрские заботы, ожидающие нас по возвращении домой.
После богослужения мы приложились в соборе к мощам прп. Максима Грека (рака около правой колонны) и святителя Иннокентия, митрополита Московского (рака около левой колонны). Затем в Никоновском приделе Троицкого собора, пристроенном в XVI веке (1548-1623 гг.) с его южной стороны, к мощам преемника преподобного Сергия прп. Никона и к частицам мощей многочисленных православных святых в Серапионовой палате - в том месте, где преподобному Сергию явилась Пресвятая Богородица.
Батюшка, встретивший нас здесь, в соборе, говорит, что раньше 1 января в Лавре было совсем пусто, нынче - другое дело…
Едем дальше, в другую часть Сергиева Посада.
Дорогой, петляющей в дремучих еловых лесах по холмистой местности, мы добрались до Гефсиманского Черниговского скита при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Он расположен примерно в 3 км к северо-востоку от Лавры. Его история начинается с середины XIX века. Уже в 1845 на месте будущего Черниговского скита, в Исаковской роще, появляются деревянные кельи монахов, склонных к особенно строгому уединению. В 1847 известный московский юродивый Филиппушка (1802-1868), одно время живший при Лавре, переселяется в Исаковскую рощу. Именно этот год обычно называют датой основания Черниговского скита. Спросив разрешение на "копание погребка", Филиппушка начинает строить себе подземную келью, наподобие пещер Киево-Печерской Лавры. Пещеры сооружались до 1851 года, пока не стали включать в себя пещерный храм во имя Небесных Сил Безплотных - бревенчатую полуземлянку, верхняя часть которой выступала над землёй, имела окна и была завершена фигурной кровлей - и подземные ходы с маленькими пещерками-кельями.
В 1852 году в пещерную церковь Александрой Григорьевной Филипповой была пожертвована икона Черниговской Божией Матери. По преданию, от этой иконы в 1869 исцелилась парализованная крестьянка, после чего здесь явилось более ста чудес и исцелений. По наименованию иконы скит в 1890-е годы получил свое имя.
В том же 1852 году в скит приходит Василий Ильич Меркулов, в 1857 он становится послушником, а в 1866 принимает монашеский постриг с именем Варнава. Он приобретает широкую известность, к нему за советом и благословением приходят паломники со всей России, в январе 1905 года его посетили святые царь-мученик Николай с семьей. Преподобный Варнава умер 17 февраля (2 марта) 1906 года, в 1995 году канонизирован.
С северной стороны собора находятся могилы русских философов К.Н. Леонтьева (в монашестве Климент) и В.В.Розанова.
Мы прошли с экскурсией по храму Черниговской Божией Матери и пещерному храму в честь прпп. Антония и Феодосия Печерских, осмотрели кельи, в которых подвизались монахи, набрали воды из подземного источника, помолились у раки с мощами преподобного Варнавы и поехали дальше. Мы увезли в своем сердце строгую и величественную красоту Гефсиманского скита.
Еще одно святое место на этой прославленной земле - Покровский женский монастырь. В нем в 1330-е годы приняли постриг родители прп. Сергия преподобные Кирилл и Мария. Вскоре после этого они умерли и здесь же были похоронены. Их могилы стали впоследствии главной местной святыней. До ухода в пустынножитие в монастыре был иноком старший брат прп. Сергия Стефан. В Никольском соборе мы приложились к мощам преподобных Кирилла и Марии, попросили их вразумить нас, как правильно воспитывать детей.
Уже с последними лучами уходящего за горизонт безкрайних сергиево-посадских лесов солнца мы посетили село Радонеж. Здесь на холме стоит известный всему русскому Православию памятник преподобному Сергию скульптора Вячеслава Михайловича Клыкова: фигура загадочного старца, посылающего с благословением в мiр предстоящего ему отрока - будущего преподобного Сергия. По преданию, здесь мальчик Варфоломей, сын ростовского боярина, встретил старца, который открыл ему предстоящую жизнь в служении Господу и "малому стаду" Христову.
В наступающей темноте включились освещающие памятник фонари. Везде, далеко вокруг, - тишина, простор, синие снега и темные леса, а посреди - столп света, освещающего две фигуры, слившиеся в одну, знаменующих некогда свершившееся чудо Божие, давшее Русской земле своего просветителя и спасителя Отечества.
Уже в сумерках мы возвращаемся домой. Бросаем последний взгляд на стоящий здесь белый Преображенский храм, на памятник: "Господи, благослови! Преподобне отче Сергие, моли Бога о нас!"