Избранные проповеди
Торжество Православия
- 08.03.20
Торжество Православия есть торжество истины, и Святая Церковь, назначая для воспоминания об этом торжестве первое воскресенье Великого поста, тем самым поучает нас, что торжество истины, составляющей самую основу и сущность духовной жизни, является лишь результатом великого подвига духа в его стремлении одолеть материю.
Истина по своей сущности должна составлять неотъемлемую принадлежность человеческого духа, как отображения Того, Кто есть сама истина; но с того рокового момента, когда в человеческой природе совершился перелом и нарушена была цельность первозданного естества, истина сделалась лишь предметом стремления, так как самооочевидность ее закрылась для человеческого сознания и она стала преподноситься ему лишь как бы в зеркале гадания, в гадательных образах вероятности. Чувственная природа, беря перевес над духом, тем самым омрачает наше сознание, задергивает его пеленой плотских ощущений и закрывает пред ним светлый лик истины, так что для того, чтобы отдернуть эту пелену перед своими умственными очами, человек должен подвизаться подвигом добрым и только усиленной борьбой с чувственностью может достигать освобождения духа от уз всепомрачающей материи. Вот почему пост, измождая тело, в то же время укрепляет и просветляет дух, и известные примеры духовной прозорливости, встречающиеся именно среди суровых постников, a не людей мiра сего, составляют не только чудесное, но и психологически объяснимое.
Крест жизни
- 30.03.19
Слово в неделю Крестопоклонную
Жизнь человеческая удручена всевозможными бедствиями, и нет такой личности, которая могла бы сказать о себе, что она вполне удовлетворена и счастлива.
Есть положения, которые на внешний взгляд кажутся удовлетворяющими всем условиям для того, чтобы быть счастливыми, и люди стремятся к ним с непреклонною настойчивостью, ведут между собой ожесточенную борьбу из-за них, совершают часто тяжкие преступления или попирают справедливость и чувствуют полное удовлетворение, когда, наконец, достигают своей заветной цели. Другие им завидуют, считают счастливцами и, в свою очередь, стремятся к тому же; а между тем сами "счастливцы" скоро убеждаются, что - увы - и это положение, достигнуть которого им стоило столько усилий и борьбы, не обезпечивает счастья: после первого приступа чувств самоудовлетворения неизбежно наступает разочарование, и то счастье, которого они уже думали достигнуть вполне, исчезло, как призрак, и обманчивым огоньком светит уже дальше, чтобы исчезнуть и опять, когда люди попытаются найти его там.
Этот опыт повторяли миллионы людей во все времена, и счастливейшие из них в конце концов приходили к тому грустному сознанию, что полного счастья (в его обыденном смысле) нет на земле и что в действительности всё есть лишь "суета и томление духа".
Праведное воздаяние
- 03.03.19
Слово в неделю Страшного Суда
Из «Практической гомилетики» протоиерея Иоанна Толмачева (+1897), придворного сакеллария Зимнего Дворца
(СПб. 1899 г., репр. изд. 2000 г. , в 4-х тт., т.1, с.105-111).
(Мф. зач. 106, 25, 31-46).
Утешая грешный мiр заявлением о безконечном милосердии Божием, Святая Церковь как любящая мать хотела нравственно ободрить грешников и не довести их до отчаяния. Но человеческая натура всегда склонна ко крайностям и готова вывести из этого утешения ложное умозаключение. Если Бог безконечно милосерд и по Своему милосердию прощает людям как немощным, зараженным грехом существам все их немощи и пороки, так что даже покаявшийся блудный сын встречается с большею любовию и радостью, чем верный своему долгу брат его, — то, значит, так называемые «грехи» и вовсе не столь ужасная вещь, и в надежде на безконечное милосердие Божие можно допускать некоторое послабление для немощной природы…